Протестные акции в Хабаровском крае продолжаются. Назначение врио губернатором М.Дегтярева только придало протесту дополнительный импульс.
Важной характеристикой протестных действий является неопределенность требований. На митингах звучат призывы самого различного плана от «Фургала домой!» до «Путина в отставку!», в последнее время появился новый лозунг: «Референдум!», хотя неясно, по какому вопросу.
Неопределенность требований митингующих является обратной стороной стихийности проходящих протестных акций, поскольку за прошедшее время так и не сформировался или не проявился центр некой консолидации протестных масс.
На этом фоне представляется важной инициатива Хабаровского краевого комитета КПРФ, размещенная на их сайте 23 июля, о проведении Гражданского Совета с участием представителей самых различных политических и общественных объединений, государственных и муниципальных органов. Это предложение начать общественный диалог и в ходе его найти выход из сложившегося кризиса.
Цель предстоящего Гражданского Совета сформулирована следующим образом: «С людьми должны считаться! Наша цель – преодолеть кризис в пользу граждан. Власть в Хабаровском крае принадлежит народу!» Эта цель перекликается с теми настроениями, которые проявляются в ходе протестных мероприятий.
26 июля врио губернатора М.Дегтярев во время поездки по Ванинскому району в ходе общения с местными активистами на трассе между поселками высказал мысль о создании при губернаторе Народного Совета, с включением в него активных представителей от разных социальных групп и населенных пунктов.
Таким образом, можно зафиксировать пока еще робкие, но двухсторонние, сигналы к началу диалога между властью и народом.
Крайком КПРФ предлагал провести первое заседание Гражданского Совета 27 июля, однако, судя по всему, представительного кворума не получилось и на сайте размещен небольшой видеоролик с выступлением Первого секретаря краевого Комитета Хабаровского регионального отделения КПРФ Перевезенцева П.В., в котором он раскрыл идею создания Гражданского Совета. Краткие тезисы:
• пора от хождения по улицам переходить к выдвижению требований и через диалог власти и народа стабилизировать социально-политическую ситуацию в крае;
• каждый из участников Гражданского Совета - представители партий, обще-ственных объединения, властных структур и т.д. – могли бы сформулиро-вать свои требования, а затем, в ходе работы Гражданского Совета, они могли бы быть согласованы и выработаны общие требования;
• КПРФ не претендует на лидерство в этом Гражданского Совете, она лишь проявляет инициативу по созданию такой площадки для налаживания об-щественного диалога;
• В качестве конструктивного предложения высказана идея создания в Хаба-ровском крае Правительства Народного Доверия.
Положительно оценивая первые проявившиеся инициативы, необходимо в то же время отметить, что все они должны опираться на твердый правовой фундамент, иначе никакого иного статуса кроме как благих пожеланий они иметь не будут, а, следовательно, и не смогут реально способствовать разрешению кризиса.
В соответствии со статьей 3 Конституции РФ:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кризис, наблюдаемый в Хабаровском крае, это результат осуществление власти народа «через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Любые попытки разрешить этот кризис тем же путем, т.е. через те же органы, приведет лишь к его углублению. Следовательно, необходимо рассмотреть возможности иного способа разрешения кризиса, которые дает Конституция РФ, путем осуществления власти народа непосредственно.
Возможные формы непосредственного осуществления населением местного само-управления определены в главе 5 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где наряду с формами, имеющими одномоментный характер, например: выборы, референдум, сход граждан, собрание или конференция, публичные слушания или правотворческая инициатива. Отметим, что проходящие в Хабаровске многотысячные митинги – это и есть одна из форм проявления непосредственной власти народа. Однако имеется и форма, позволяющая населению непосредственно осуществлять местное самоуправление на постоянной основе – территориальное общественное самоуправление (статья 27 №131-ФЗ):
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а так-же в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Структура органом территориального общественного самоуправления (в дальнейшем ТОС) определяется самим населением как в горизонтальном плане (где создавать ТОСы, можно в доме, а можно единый в ряде домов, жилом массиве), так и в вертикальном, формируя вертикаль органов ТОС: совет дома, улицы - совет микрорайона – совет города – муниципальное народное собрание – краевое народное собрание. В последнем случае формируется ВЕРТИКАЛЬ НАРОДОВЛАСТИЯ. Федеральный закон не раскрывает порядок формирования ВЕРТИКАЛИ НАРОДОВЛАСТИЯ, оставляя это на усмотрение населения и проявление «творчества масс».
Очевидно, что, только сформировав в Хабаровском крае ВЕРТИКАЛЬ НАРОДОВЛАСТИЯ, можно разрешить нынешний кризис «в пользу граждан», поскольку по своей сути это кризис доверия народа к власти, исчерпания возможностей осуществления власти народа «через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Только в этом случае жители хабаровского края получат и ПРАВИТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ и НАРОДНОГО ГУБЕРНАТОРА, кто бы им ни был. В противном случае, вся эта народность закончится, как только прекратятся массовые протесты, а они рано или поздно закончатся.
Учитывая вышесказанное, можно расценить инициативу КПРФ о формировании Гражданского Совета и предложение врио губернатора М.Дегтярева о создании Народного Совета при губернаторе, как первый шаг в реализации идеи ВЕРТИКАЛИ НАРОДОВЛАСТИЯ. Предлагаемые Советы могут выдвинуть эту идею и выработать порядок ее реализации в конкретной местной обстановке.
В условиях все обостряющегося кризиса в Хабаровском крае реализовать эту идею можно в мобилизационном режиме, однако это вопрос отдельного рассмотрения. Точно также отдельного рассмотрения заслуживает вопрос полномочий НАРОДНЫХ СОБРАНИЙ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ и КРАЯ, как постоянно действующих представительных органов непосредственного осуществления власти народа.
автор: член Совета ООС Валерий Задерей |