Прошло 20 лет со дня трагедии в Баренцовом море …, выросло поколение детей погибших подводников … . Думаю, настало время обнародования «своей версии» (которая была среди «18 возможных», обнародованных Прокуратурой РФ) произошедшего.
Итак, только факты:
1. Утром 12 августа 2000 года в «Доме дружбы …» на Воздвиженке проходил торжественный приём делегации ветеранов ВВС США 2-й мировой войны, в организации визита которой я принимал активное участие. В какой-то момент в президиум, в котором кроме председателя «Общества дружбы» Терешковой были командующий ВВС РФ и один их заместителей Министра обороны РФ, быстрым шагом направился прикреплённый к делегации порученец от Министерства обороны, что-то сказал на ухо военноначальникам, после чего те встали и покинули зал заседания.
Когда порученец проходил мимо меня, я его спросил что случилось … Ответ был краток: «Пётр Великий» потопил «Курск» … . Смысл сказанного я осознал только на следующий день, когда объявили о «пропаже» АПЛ «Курск».
Таким образом, уже днём 12 августа 2000 года в Москве было известно, что АПЛ «Курск» был потоплен ракетой с «Петра Великого»
2. Не смотря на наличие уже утром такой информации об участи АПЛ «Курск», по официальным данным «тревога» на Северном флоте была объявлена только в 19.00. 3. «Волею судеб» мой одноклассник и однокашник по МАИ, Михаил Сысоев, работал на фирме, связанной с разработкой торпед «Шквал» и ракеты «Гранит». В трагедии «Курска» погибли несколько сотрудников этой фирмы. Поэтому мы с ним неоднократно обсуждали обстоятельства произошедшей трагедии.
4. Опубликованная циклограмма «звуковых ударов» (включая «взрывы») полностью совпадала с версией поражения «Курска» ракетой.
5. Показанное после подъёма «Курска» по ТВ практически идеально круглое отверстие в корпусе лодки – явное подтверждение попадания в неё «весовой болванки» ракеты. Странно, что его показали открыто (правда, говорят, снимать правый борт «Курска» быстро запретили …) . На мой вопрос в группе «ВМФ России»: «Знает ли кто причину появления этого отверстия», ответ был: «происхождение неизвестно» … . Ещё нагляднее – фото «Курска на дне.
Поиск опубликования этой версии дал лишь один результат: информацию корреспондента ВВС :
«Ракету выпустил "Петр Великий"? "Курск" был потоплен противокорабельной ракетой, выпущенной российским атомным крейсером "Петр Великий", - утверждает немецкая газета "Берлинер цайтунг".
Помощник главнокомандующего ВМФ России капитан второго ранга Игорь Дыгало опроверг версию газеты, ссылаясь на то, что во время учебных стрельб ракеты запускаются без боевой части. Ссылаясь на доклад российского ФСБ, журналисты пишут, что в подводную лодку угодила наводящаяся радаром ракета "Гранит", выпущенная во время учений в Баренцевом море.
По данным "Берлинер цайтунг", "подробный отчет" свидетельствует о том, что ракета, оснащенная новейшей системой, была выпущена именно российским кораблем. "Гранит" прошел под водой около 20 километров, после чего на борту "Петра Великого" был зарегистрирован подводный взрыв. Затем, спустя несколько секунд, - еще один, - пишет газета. "Два взрыва можно было увидеть с мостика крейсера, - утверждает издание - Те, кто находился в это время на борту крейсера, подумали, что второй взрыв был запланирован в ходе маневров".
Следственная комиссия ФСБ пишет в своем докладе, по данным "Берлинер цайтунг", что лишь впоследствии экипажу "Петра Великого" стало ясно, что местоположение ракеты и подводной лодки в практически точности совпало. Ракета ушла под воду на расстоянии 400 метров от лодки. При этом немецкая газета утверждает, что в докладе не говорится о том, по какой именно причине ракета попала в "Курск".
То есть истинная причина трагедии остается до сих пор загадкой. Тем не менее, по данным журналистов, доклад был представлен президенту Путину еще 31 августа. Москва первоначально утверждала, что катастрофа произошла из-за столкновения "Курска" с другой подводной лодкой, вероятно, натовской, однако затем эта версия стала более расплывчатой: российские военные говорили уже о том, что произошло столкновение под водой, не уточняя, с чем именно столкнулась атомная субмарина.
Американцы полагают, что причиной трагедии стал взрыв торпед. В четверг телеканал РТР сообщил, что операция по извлечению тел моряков с затонувшей лодки начнется уже в начале октября. Работу, если она действительно запланирована именно на эти сроки, нужно будет завершить очень быстро, до наступления зимы.
Подготовил Ян Ледер, Би-би-си.»
Обсуждение же произошедшего среди знакомых мне специалистов, связанных с разработкой ракет (сам я почти 20 лет занимался телеметрированием ракет, разрабатываемых «Московским институтом теплотехники, в т.ч. и противокорабельных), дали следующую картину гибели «Курска»:
«Курск» участвовал в учениях по совместному отражению атаки надводных кораблей надводными и подводными силами. Смысл учений – одновременная атака кораблей противника ракетным ударом с «Петра Великого» и торпедным, с использованием новой торпеды «Шквал» с АПЛ «Курск». По какой-то причине «Курск» в заданное время не вышел на позицию для стрельбы. Находящийся на борту «Петра Великого» представитель «Кремля» (по слухам того времени – Клебанов) настоял не ждать выхода на позицию «Курска», а нанести ракетный удар в заданное время. В момент запуска ракеты (с «болванкой» вместо боевой части), «Курск» с помощью выпущенного буя сообщил на «Петр Великий», что вышел на позицию для атаки. Ракета, ориентирующаяся на радио-подсветку цели самолётом наведения, по какой-то причине «пошла» на радиосигнал буя «Курска».
С «Петра Великого» последовала команда на «Курск» «Срочное погружение»! Выполняя команду, командир АПЛ не учёл слишком малую глубину места нахождения лодки (чуть больше 100 м при длине лодки более 150 м) и лодка ударилась носом о грунт. Практически одновременно в лодку, в район торпедного отсека, попадает ракета с «Петра Великого» (первые два незначительных акустических удара, зафиксированных «акустической циклограммой»). Поскольку «Курск» опаздывал с выходом на позицию торпедной атаки, весьма вероятно, что экипаж и представители разработчиков торпеды заранее ввели торпеду в боевое положение. Попадание ракеты и удар о дно запустили двигатель торпеды и привели к её взрыву (третий, сильный акустических удар циклограммы), инициировавшему взрыв находившихся рядом торпед (последний, самый сильный акустический удар). Вот такую картину произошедшего «нарисовали для себя» мы с разработчиками торпеды. Последовавшее за этой трагедией предъявление разнообразных, очень далёких от реалий версий произошедшего лишь подтверждают вероятность именно такой последовательности событий.
Но самым подлым в произошедшем в августе 2000 года стал отказ от очевидной технологии спасения оставшихся в живых членов экипажа. На глубине около 100 метров не было необходимости для этого поднимать лодку: достаточно было поднять корму 150 метровой лодки до глубины, достаточной для спасения людей из спасательной капсулы … .
Кто и почему не стал спасать выживших – вот главный вопрос этой трагедии! |